Как вторжение России в Украину разрушает экономику Казахстана

Dalanews 24 мар. 2022 05:56 728

О нашей зависимости от российского транзита и о том, насколько нам важно развивать альтернативные пути к международным рынкам





Очереди за сахаром, обменные пункты и банки без наличной валюты и мукомольные комбинаты без зерна для переработки – это сцены свидетелями которых мы стали в последние пару недель.


Вторжение России в Украину и его последствия разрушают не только эти страны, но и экономику соседних государств, в том числе и нашего.





Отток капитала



Эскалация санкций против России продолжает душить её финансовую систему. С первых дней войны вкладчики стали лихорадочно выводить свои сбережения из российских банков. В ответ Центральный Банк (ЦБ) России ввел жесткие ограничения. Сначала ЦБ обязал экспортеров продавать валютную выручку по установленному курсу, а затем запретил банкам обменивать рубли физических лиц на валюту. В конце запретили снимать со своих счетов больше 10 000 и вывозить из страны больше 5 000 долларов США. Массовое изъятие вкладов предотвратили – то есть банки РФ временно спасли от развала за счёт их вкладчиков.


Те, кто накопил больше 10 000 долларов, теперь застряли с виртуальными сбережениями, которыми они, возможно, никогда не смогут воспользоваться.





По данным ЦБ, только в феврале россияне сняли со своих счетов более 1,2 трлн рублей (~ 10 млрд долларов США). Открытые границы между странами ЕАЭС позволили наиболее предприимчивым извлечь выгоду - покупать доллары в Казахстане и продавать их на сером рынке в России. Вот почему исчезли наличные доллары и евро в обменниках и кассах казахстанских банков. Желая, видимо, остановить отток валюты из РК в РФ, президент РК издал указ на прошлой неделе, ограничивающий сумму, которую можно перевозить наличными через границу до 10 000 долларов. Данная мера малоэффективна, так как при отсутствии надлежащего таможенного контроля сотрудники пограничной службы максимум смогут произвести досмотр вещей физических лиц, пересекающих казахстанско-российскую границу. Но они не в состоянии проверить тысячи грузовых фур и вагонов. Для этого нужны соответствующая инфраструктура и таможенные органы, строительство и оснащение которых вдоль всей границы займет время. Изменение законов, стандартов и их согласование в рамках ЕАЭС займёт еще больше времени. А тем временем, пока будет иметь место неверная оценка обменных курсов, отток наличной валюты продолжится.




Согласитесь, заманчиво для предприимчивых граждан по обе стороны границы извлекать выгоду из этого арбитража. Поэтому Нацбанк Казахстана должен перестать прожигать резервы и вмешиваться в обменные курсы валют. В соответствии с канонами макроэкономики после такого шока следует позволить нашей валюте приспособиться к новым реалиям.





Критики этого подхода будут утверждать, что плавающий курс тенге твердым валютам нанесет ущерб гражданам Казахстана. В этом аргументе есть доля правды. Однако искусственно завышенная стоимость тенге выгодна в основном крупным игрокам на рынке и инсайдерам, которые будут зарабатывать до тех пор, пока откладывается корректировка курсов обмена валют. Но рано или поздно Нацбанк будет вынужден скорректировать курс. И тогда произойдёт ещё более жёсткое падение тенге – на этот раз все за счет простых казахстанцев. Я считаю, что если государство хочет помочь своим рядовым гражданам, то сейчас оно должно сосредоточиться на прямых трансферах гражданам, а не на выбрасывании долларов на рынок. Только так можно защитить население, прежде всего социально уязвимые категории, и лучше приспособиться к новым реалиям. Представляется, казахстанцы потратят эти средства эффективнее, чем Национальный банк. Они будут стимулировать потребление товаров и услуг, что, в свою очередь, поможет финансировать развитие альтернативных цепочек поставок.





Поток товаров




В ответ на ухудшение своих экономических перспектив РФ ввела ограничения на экспорт товаров в Казахстан. Ситуация усугублялась нашим членством в ЕАЭС ведь импорт извне этого союза ограничивается квотами и тарифами. Надо отдать должное, наше правительство предприняло здесь некоторые меры - на своем заседании 17 марта совет ЕАЭС снизил пошлины по некоторым позициям. Правда, временно (до сентября) и лишь по 458 позициям общей стоимостью 19 миллиардов долларов в год. Это шаг в правильном направлении, но недостаточный. Надо идти дальше в снятии ограничений и торговых барьеров со странами, не входящими в ЕАЭС, чтобы снизить инфляцию.




Масштабы разрушений цепочки поставок в Казахстан беспрецедентны. Западные компании массово уходят из России, тогда как импортный транзит через ее территорию становится недосягаемым. Грузовые компании отказываются работать с российскими портами.


Главный маршрут, связывающий Казахстан с мировыми рынками, проходит через РФ. Другим важным маршрутом, связывающим нас с открытыми морями, является Китай. Но он ограничен из-за расстояния и геополитических рисков. Здесь мы не можем полностью полагаться на нашего восточного соседа. Поэтому нам следует развивать еще одну остающуюся точку доступа к мировым рынкам в обход России. Мы должны работать с нашими соседями по Каспию, прежде всего с Азербайджаном, над расширением возможности железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транзита через Кавказ, включая линию Баку-Тбилиси-Джейхан. Для финансирования этих проектов мы могли бы обратиться за финансированием к западным институтам. Думаю, в стратегических интересах и Европы, и Америки помочь государствам Центральной Азии с разработкой альтернативных маршрутов к мировым рынкам, которые бы не зависели от политической ситуации в Москве или в Пекине.





P.S. 23 марта пришло сообщение, что из-за повреждений Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на российской стороне объём прокачки нефти может сократиться на 1 млн баррелей в сутки. Это эквивалентно примерно 80% нефтяного экспорта и 50% общего экспорта Казахстана. Ремонт грозит затянуться вплоть до того, пока не снимут санкции против России, так как комплектующие и запасные части идут из западных стран.


Как известно, львиная доля нефти в КТК поступает с месторождений Тенгиз и Кашаган, где преимущественно оперируют Chevron, ExxonMobil и другие транснациональные компании. Некоторые источники, например Financial Times, пишут о преднамеренности аварии.


На самом деле неважно, было это случайным совпадением или продуманным ответом России "коллективному" Западу, но страдают интересы Казахстана. Если просчитывать все риски, то следует допускать подобные случаи и на других проходящих через Россию видах транспорта, по которым движутся наши экспортно-импортные потоки. И это лишний раз подчёркивает нашу зависимость от российского транзита, и насколько нам важно развивать альтернативные пути к международным рынкам.


Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook.











Рекомендовать
Последние новости