Любовь к жизни - 1

Dalanews 19 окт. 2016 14:53 894

В 2008-2009 годы я проживал в Шымкенте. Старший сын там учился в средней школе. Часто вызывали на родительские собрания. В школе был специалист лет 50-ти, отвечающий за воспитательную работу, по имени Акмарал. На собраниях мы совместно обсуждали многие проблемы и часто виделись. И однажды один ученик этой школы покончил жизнь суицидом. ГорОНО встряхнуло. Акмаралапай вызвав меня в школу сказала: Нас сильно трясут. Помогите в борьбе против суицида. По-моему вы разбираетесь в этом вопросе. Помогите спасти жизнь хотя бы одного ребенка.

[caption id="attachment_20881" align="alignright" width="333"]fhn9zd-7elq Санжар Керімбай[/caption]

Автор: Санжар Керімбай

Я согласился. Я и вправду на тот момент читал книги Виктора Франкл. Это была чудесная наука обучающая любви к жизни, дающая духовный смысл человеческому существованию, через Великий Смысл.

- Хорошо, я проведу лекцию. Но у меня есть условие.

- Пожалуйста.

- На лекцию соберите подростков лет 14-15. Старшеклассников пока не надо.

- Почему?

- Позже объясню. Пока хочу посмотреть насколько будет эффективен данный метод.

- Пусть будет по-вашему. Но в будущем хотелось бы, чтобы вы и со старшими поработали.

- Договорились.

Я пришел в школу в договоренное время. В зал собрали четыре 8-х классов. Шум-гам. Неугомонные 14-15 летние подростки. Учитель, сопровождавший меня сам не веря в успех данного мероприятия, пытался повелительным тоном успокоить учеников. (Надо сказать, что лекции мешали не столько дети, сколько кричащие учителя.) Учитель сильно волновавшись говорила: не слишком ли тяжелая тема для них? Они же еще совсем дети? А дети собранные в тесном помещении, да еще и в превосходящем количестве шумели пытаясь беспорядочными разговорами перекричать. И в какой-то момент я громогласно заговорил: в 1939 году в Австрийском городе Венапроизошел вот такой интересный случай, чем привлек внимание многих. Я стал правдоподобно рассказывать, как Виктор Франкл попал в тюрьму Освенцима, как ему удалось выжить в концлагере и выйти оттуда. Как он находясь в тюрьме спасал от суицида людей уставших от жизни и потерявших надежду на завтрашний день. Через 10 минут зал абсолютно притих. Хотя дети и слушали очень внимательно об ужасах фашистских концлагерях, они не могли предположить в каком направлении идет беседа.

Я не прерывая рассказа о концлагере, задал вопрос который часто задавал Франкл:

- Дети, а для чего вы живете?

Они сидели и молчали. Один смельчак сказал: - Как зачем? Для себя. Я упростил вопрос:

- Что привлекает вас в завтрашнем дне? О чем вы думаете перед сном? – спросил я.

- Не очень понятно,- ответил один ученик.

«Например, я в 9 лет заметил, что вещи, вызывающие любовь к жизни человека, непостоянны. Тогда я не очень придавал этому значения. Потому что, следующая интересная вещь меня увлекала дальше. В шесть лет я очень сильно увлекался игрой в «асык». Когда я бросал «Сака» с 5-6 метров асыки разлетались. Вот тогда я был влюблен в жизнь! Я до истощения тратил силы ради повторения момента когда Сака со стуком бьет по асыку. Всем «Сака» я давал человеческие имена. Набив оба кармана асыками я шел играть «Омпы» с ребятами из дальнего аула. А когда не знаешь куда спрятать выигранный асык, была реальной проблемой. В то время я больше всего ненавидел время заката солнца. Когда темнело и асыки уже были неразличимы настроение пропадало абсолютно. Когда уставший падал в постель, я с нетерпением ждал восхода солнца, завтрашнего дня. Если бы у меня тогда спросили- «Малыш, для чего ты живешь? В чем смысл жизни?» я бы ответил следующее:

«Как для чего? Бывает же такой вопрос? Ради асыков! Радость жизни- Асык. Мы созданы играть в асык.»- сказал бы я. Когда я перешел в 4 класс, испытал новые чувства. Асыки, смысл моей жизни, валялись дома. Даже «Сака» сжигавший мое сердце казался какой-то неказистой костью. Не было ни малейшего желания брать в руки и играть. Я очень удивлялся своим внутренним ощущениям. Но, конечно, я не отрекся от жизни и не накладывал на себя руки. На замену пришел футбол. Наверное нету на свете мальчиков не «болевших» футболом. Как только звучал звонок на перемену, мы вылетали на улицу и обязательно пару пинков по мячу, казалось без этого жизнь остановится. И тогда я тоже ненавидел закат дня. Бегали за мячом до кромешной темноты пока мяча совсем не станет видно. И так же падая спать, думаешь: «Когда будет утро? Когда наступит завтра? Завтра забью неповторимый гол». И засыпаешь с такими счастливыми мыслями.

Чемпионат мира в Мексике 1986 года я смотрел беспрерывно. Моему горю не было предела, когда СССР проиграла Бельгии со счетом 3-4. Пропал смысл жизни, ничего не радовало, даже слег. Я выучил фамилию судьи Фредриксон, который помогал Бельгии и проклинал его. Даже тогда если бы меня спросили: «В чем смысл жизни? За что ты любишь жизнь?», я не задумываясь ответил бы: «Мы рождены играть в футбол». ( Я не ахти играл то в футбол).

Но, что поделаешь, природа берет свое. После достижения 15-ти лет мы начали физиологически меняться. Футбол потерял свою актуальность. Но никто не отрекался от жизни. Настало время, когда мальчишки с класса собирались и обсуждали девочек. Лидеры, которые раньше собирали деньги и устраивали соревнования, теперь устраивали вечеринки и дни рождения. Смыслом жизни теперь стало танцевать вальс с девушкой в комнате, где выключали свет. Все джигиты ради таких моментов любили завтрашний день. Прошли и эти школьные годы и началась студенческая пора. Пришло время искать настоящую любовь. Нашлась. Теперь все мысли занимает только Она.  Живешь ради нее. Хочется везде нацарапать ее имя, ходишь не принадлежащий сам себе. Эта главная цель моей жизни, я думал тогда. Душа пела: «Есть ли большая мечта, чем быть с любимой рядом». Засыпать вечерами- пытка. Казалось, что завтра не наступит никогда. И если бы на тот момент меня спросили: «В чем смысл жизни? Ради чего ты хочешь жить? Почему терзаешься до наступления завтра?», я бы ответил не задумываясь. Когда влюблен, то мысли о смерти совсем не появляются в голове. Потому что есть человек ради которого хочется жить. И нельзя отступать пока не добьёшься этой мечты. И эта мечта сбылась. И дети не заставили долго ждать. Короче говоря, к 32-м годам у меня уже все было: имя, дом, машина, репутация, работа- все. Но началось какое-то увядание жизненной силы. Вспомнился момент потери интереса в 9 лет к асыкам. Тогда я тоже пережил такое состояние. Постороннему человеку, наверное, казалось, что у меня прекрасная жизнь. Но я не понимал для чего дальше жить, ради чего я буду работать до потери пульса. Все факторы жизненной влюблённости превращались в привычный быт. Приходишь с работы уставший домой и заваливаешься на диван. Но нету как раньше «Когда же наступит завтра?». Напротив, хотелось, чтоб утро не наступало, чтобы солнце позже встало. Если бы ночь не кончалась. Впервые стал с нетерпением ждать вечера. Наконец-то закончился сегодня! Неужели закончился рабочий день? – устало думал я. Чувство было, что существование остановилось, все интересное в жизни уже закончилось. Показалось адом дожить такую бессмысленную, никчемную жизнь, да еще и до 70-80 лет. И впервые появились мысли о смерти в позитивном ракурсе. Начинал думать «А что будет если я умру?». «Ничего не будет. Живые продолжать, хоть и не легко, жить» - получался ответ. Такие слова «Живи ради детей. Ради их радости. Внуков увидишь, они слаще детей будут» никоим образом меня не вдохновляли. Я видел такие радости сплошь и рядом. Все было и свадьбы-тои, встречи, приезды-поездки, родные-друзья. Но все это было временным. Такие радости «накроют», а позже теряют актуальность. Некоторые даже забываются по истечении какого-то времени. Со временем и дети начнут разлетаться: дочери замуж выйдут, сыновья женятся. Выражаясь языком Карл Густав Юнга душа желала чего-то с «Смыслом космического масштаба».

[caption id="attachment_20851" align="alignright" width="419"]%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80-%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%bb-580x335 В. Франкл[/caption]

Духовные поиски обострились после тридцатилетнего возраста. В книжном магазине купил книгу «Духовный мир человека». Перелистывая страницы, взгляд остановился на заголовке «Человек в поисках смысла». Что искал в небесах, нашлось на земле. Впервые познакомился с наукой «Логотерапия» и его создателем Виктором Франкл. На следующий день нашел в интернете одну его книгу и прочел ее не отрываясь. Мое состояние начало улучшаться и все становилось на свои места. Конечно, я не становился ангелом. Я так же совершал человеческие ошибки и влезал во всякие неприятности. Но я их воспринимал, как жизненные ситуации. Ко всему, я научился не унывать и быстро собрав волю в кулак расправлять плечи. Впервые я нашел состояние когда ждешь завтра с нетерпением. Теперь я думал, даже если Всевышний мне отмерит и 100 лет жизни, я ничего не буду бояться».

В этот момент дети в зале закидали меня вопросами: «- Ағай, скажите. Что это за вещь такая? Мы тоже хотим найти Великий Смысл. Что заставляет любить жизнь до смерти? Скажите нам ответ Франкла». Учитель, сидевший рядом, был ошеломлён. Одно, что 14-летние дети поняли тему «Смысл жизни», но то что дети заинтересовались поиском «Смысла» ввело в ступор. Даже после окончания лекции дети обступив меня все время задавали вопросы.

Эта лекция оставила впечатления, что это не для детей, а для взрослых учителей. Пока мы дошли до учительского кабинета, она шла и разговаривала сама с собой: - Какой смысл в нашей жизни? Зарплата в пятьдесят тысяч. То на это, то на то скидываемся, остается малость какая-то. Еще учим уму-разуму дочерей-сыновей. А дети и не слушают нас. «Лучше, чем ничего», приходим в школу, возвращаемся домой.

P.S. Если хотите узнать ответ Франкла, данный ученикам, а так же причину выбора мной 14-15 летних подростков, следите за нашими публикациями.

Қазақ тілінен орысшаға аударған Жазира Маралова.


Рекомендовать
Последние новости