Возникают новые требования к науке, образованию, производству и бизнесу, которые свидетельствуют о становление в нашей стране экономических знаний. Рост этих требований ведет к тому, что наука, образование, производство и бизнес не могут больше эффективно развиваться и адаптироваться к изменениям независимо друг от друга. Необходимо их взаимодействие, которое объективно выгодно каждой из участвующих сторон – науке, образованию, производству и бизнесу.
В связи с этим был организован совместный проект Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и Министерства образования и науки РК, целью которого являлось устранение разрыва между подготовкой кадров и потребностями рынка труда в квалифицированных специалистах.
Был произведен рейтинг по 2000 образовательным программам вузов. В основном это технические специальности, экономика и бизнес, а также социальные науки.
Были определены вузы, которые получили в разрезе специальностей наиболее высокие баллы по качеству, актуальности и современности и те вузы, которые не соответствовали данным требованиям. «Рейтинг, который мы сегодня презентовали, покажет худшие и лучшие образовательные программы. В соответствии с этими результатами абитуриенты будут делать выбор в пользу того или иного вуза. Чтобы не остаться без набора, учебные заведения с худшими программами должны будут подтянуться. Мы планируем усилить квалификационные требования для вузов» отметил в своем выступлении вице-министр образования и науки Республики Казахстан Талгат Ешенкулов.
Рейтинг каждого вуза проводился по девяти критериям, среди которых были выделены основные 4 критерия: оценка образовательных программ самими работодателями, по тем или иным специальностям; уровень трудоустройства выпускников в первый год после завершения программы бакалавриата; заработная плата выпускников; мнение выпускников, которое определялось путем проведения анкетирования, где участвовало более 8 тысяч респондентов. В целом, в течение года, в ходе проведения анализа образовательных программ, непосредственно привлекались к этой работе более 700 экспертов, которые в течение всего проекта сделали более 6 000 экспертных заключений.
Рассмотрим каждый из этих четырех критериев:
- критерий: «Оценка образовательных программ самими работодателями»
По итогам оценки эксперты отметили, что в образовательных программах подготовки специалистов имеются ненужные для изучения предметы, отнимающие время у студентов. Кроме того, по итогам промежуточного анализа выявлены следующие проблемы: отсутствие гибкости типовых учебных программ (ТУП), многие замечания касались рабочих программ дисциплин по предметам, где имеется жесткая регламентация посредством ТУПов; отсутствие выборности образовательной траектории для студентов; отсутствие необходимых лабораторных классов. Как показывает практика во многих университетах выборность предметов студентами осуществляется формально и формируются под имеющиеся компетенции штатных преподавателей. Такая проблема имеет место в связи с низкой заработной платой ППС и не возможностью привлечь специалистов с рынка. При составлении рейтинга важными критериями стали актуальность используемой литературы, соотношение учебного времени и изучаемых дисциплин, актуальность, новизна преподаваемых дисциплин. Эксперты отметили, что образовательным программам не хватает интегрированности друг с другом. Также они акцентировали внимание на том, что в казахстанских программах почти нет зарубежной литературы, монографий штатных преподавателей и научной литературы. А половина программ попала к специалистам без указания рекомендуемой литературы.
По специальности 5В060600-«Химия» КазНУ им.аль-Фараби были представлены все силлабусы согласно учебному плану 2017-2018 года, в которых четко сформулированы цели и задачи данной дисциплины, список литературы включающий источники за последние 10 лет. Структура и содержание образовательной программы специальности и каждого учебно-методического комплекса дисциплины обсуждаются и утверждаются на уровне кафедры, методического бюро и ученого совета факультета химии и химической технологии.
Студентам предоставляется широкий выбор элективных дисциплин, поскольку в специальности 5В060600-«Химия» имеется три образовательные траектории, каждая из которых содержит по 10 дисциплин. Все траектории соответствуют современным, востребованным направления науки и практики. Кроме того, к каждому силлабусу прилагалось письмо-отзыв от работодателя о востребованности знаний, получаемых студентом в рамках курса в современной трудовой деятельности химика.
Работодатели не только дают оценку программе, но осуществляют ее анализ и дают рекомендации по ее улучшению. Также немаловажным является инвестиции в образовательные программы, в рейтинге «Атамекен» он рассматривался как второстепенный критерии, но тем не менее факультетом были предоставлены в приложение 3-«Инвестиции в образовательную программу за последние 3 года», инвестиции в библиотечный фонд, в развитие компьютерного парка, инвестиции на химреактивы и лабораторное оборудование.
- критерий «Уровень трудоустройства выпускников в первый год после завершения программы бакалавриата и заработная плата выпускников»
Уровень трудоустройства и заработной платы напрямую зависит от профессиональной подготовки выпускников на рынке труда. Эти критерии показывают то, что выпускники, заканчивающие вуз с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и качественной образовательной программой, будут на рынке конкурентоспособны и соответственно будут получать высокую заработную плату.
По информации, представленным по этим критериям, можно судить о том, как трудоустройство выпускников зависит от качества образовательных программ и уровня профессорско-преподавательского состава. Чем хуже качество, тем меньше процент трудоустройства выпускников.
Согласно предоставленным материалам Международную аккредитацию образовательной программы имеют не все вузы. Экспертная оценка образовательных программ вузов, имеющих международную аккредитацию, подтверждается высокими баллами.
На факультете химии и химической технологии все специльности химического профиля имеют свидетельства (лицензии) об аккредитации. Специальность 5В060600-«Химия» прошла международную аккредитацию ASSIN (Агентство по аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики). Была произведена оценка соответствия квалификации, учебной нагрузке, содержанию учебной программы. В мировом сообществе аккредитация является не только инструментом повышения качества и признания уже имеющихся достижений, но и признанием наличия положительных тенденций в развитии вуза.
Ежегодно 5В060600-«Химия» участвуют в национальных рейтингах НККАО и НААР и занимает 1 место. В целом, факультет химии и химической технологии всегда занимает лидирующее положение в области подготовки специалистов химического профиля, что свидетельствует о высокой квалификации профессорско-преподавательского состава и достаточной подготовленности студентов.
И это отражено в приложении 4 (состав преподавательского состава кафедр с опытом работы вне структуры ВУЗ-ов по специальности) и приложении 5 (сведений по аккредитации образовательной программы).
- критерий: «Мнение выпускников(анкетирование)»
Важным инструментом при составлении рейтинга стало анкетирование специалистов, которые в прошлом году окончили вуз. Экспертную группу интересовало, насколько студенты были удовлетворены обучением, какие из полученных навыков пригодились на рабочем месте. Исходя из данных, сегодня формируется пакет рекомендаций учебным заведениям. В предоставленном нами приложении 6 были отражены списки выпускников с их контактными данными (номера телефонов и электронная почта). Эти данные использовались при анкетировании.
Всем выше изложенным критериям, выдвинутым рейтингом «Атамекен», специальность 5В060600-«Химия» факультета химии и химической технологии КазНУ им.аль-Фараби соответствует на должном уровне, что позволило и ей занять 1 место в данном рейтинге.
Рейтинг образовательных программ по версии работодателей будет проводиться ежегодно и его результаты будут влиять на распределение образовательных грантов в вузы РК. Проект предполагает долгосрочность. А значит в перспективе МОН РК, Нацпалата, отраслевые эксперты и образовательное сообщество ожидают увидеть положительную динамику в совершенствовании образовательных программ.
Жусупова А.К., Сыздыкова Л.И.,
Ажигулова Р.Н., Батырбаева А.А.