«История была пришпорена,
история понеслась вскачь, звеня
золотыми подковами по черепам дураков»
А.Н. Толстой
Мир – в очередной раз – оказался гораздо более хрупким, чем это казалось всем тем, кто привык думать и действовать сообразно с пресловутым «порядком вещей». Разные авторы интерпретируют текущие события с различных точек зрения; казахстанский читатель не мог не обратить внимания на статью «Идет политический конфликт мозгов », опубликованную Интернет-ресурсом zonakz.net, автор которой попытался доказать, что трансформации затрагивают не только переустройство общества, но и первооснову цивилизации – интеллект человека.
Аргументация автора данной статьи остается во многом спорной, но не вызывает сомнений, что перемены, которые ждут нас в не столь отделенном будущем, куда более серьезны, нежели те, что испытали на своей шкуре наши прадеды и пращуры во времена и Первой, и Второй технологических революций. Более того, проблема сущности интеллекта, которую до недавних пор многие относили к области «заумной философии» не просто встает во весь рост – результаты исследований в данной области становятся оружием, возможно, еще более грозным, нежели ракеты с термоядерными боеголовками.
Напомним, что Вторая технологическая революция закончилась Первой мировой войной, сломавшей все возможные и невозможные жизненные форматы. Если еще в 1910-том году английский джентльмен (впрочем, не только английский и не только джентльмен) мог совершить кругосветное путешествие, имея в качестве единственного документа визитную карточку, то к 1920-тому году «мир ощерился таможнями и границами». Национальные государства вступили в ожесточенную схватку с теми силами, которые в конце ХХ века провозгласят доктрину глобализации и все то, что с ней связано. Масштабный эксперимент под названием «СССР», равно как и многое другое, также был прямым следствием масштабных перемен, непосредственно связанных с развитием науки и техники.
Но, на фоне тех потрясений, которые нас ждут в ближайшем будущем, любые формы геополитической борьбы XIX и XX века выглядят детской игрой в песочнице и о них нет смысла говорить подробно.
Все предыдущие технологические революции оставили неизменным характер человеческого интеллекта и человеческого разума. Более того, до самого последнего времени многим – и далеко не самым последним мыслителям – казалось, что человеческий разум есть нечто «почти незыблемое». Точнее, по умолчанию предполагалось, что человек ХХ века мыслит примерно так же, как современник Геродота или полулегендарного Гильгальмеша.
Никто не сомневался в том, что существуют особенности, связанные с историческим фоном, но практически во всех исторических сочинениях подспудно проскальзывала мысль: наши предки думали и чувствовали примерно так же, как и мы просто потому, что за истекшие несколько тысяч лет человек не мог эволюционировать биологически, и поэтому его интеллект остался в целом тем же самым.
Это суждение глубоко ошибочно.
Интеллект человека эволюционирует в режиме реального времени. Доказательства данного утверждения остаются дискуссионными только для неискушенного обывателя, они уже отражены в учебниках. Речь, в частности, идет об учебнике по истории и философии науки, официально рекомендованном в 2018 году Министерством образования и науки РК для всех специальностей магистратуры. Этот учебник любой желающий может без труда может найти в интернете (существует и версия данного учебника с дополненной реальностью).
Человека, знакомого с современными научными исследованиями даже поверхностно, уже не удивляет следующий тезис.
Мы стоим на пороге масштабной революции, которая – как и все предыдущие – имеет сугубо технологические корни, но приведет к тектоническим сдвигам в обществе и мироустройстве. Ситуация в чем-то сходна с той, что сложилась на рубеже XIX и XX веков, только глубина трансформаций и их последствия имели и будут иметь совсем другие масштабы.
Неизбежно поменяется сам интеллект человека, его сущность.
Это не хорошо и не плохо, это – факт.
Наши отдаленные обезьяноподобные предки, взяв в руки камень и превратив его в инструмент, не оставили нам иного выбора.
Потомки физически слабых, почти безволосых обезьян – то есть мы с вами – смогли занять наивысшее положение среди прочих обитателей планеты только за счет обладания интеллектом и разумом.
Интеллект давно стал оружием, и гонка за первенство шла, идет и будет идти в обозримом будущем.
Слабых разумом более удачливые конкуренты подчиняли или стирали с лица Земли, конструируя все более и более изощренные системы вооружений и воздействия на массы. Так было, так есть и так будет, а мантры про общечеловеческие ценности и устойчивое развитие – не более чем что-то вроде наркоза перед операцией по ампутации остатков мозга. Так тоже было всегда.
Но, совсем недавно историю действительно пришпорили. Теперь в игру включается нечто совсем иное – искусственный интеллект. Он пока относительно слаб, но когда-то и адепты рыцарской брони с презрением отзывались о прообразах мушкетов, воняющих порохом. Дело времени.
Искусственный интеллект – это не просто совокупность неких программ, которые упрощают, например, процедуры бухгалтерского учета. Это – средство управления разумом человека, а точнее – средство контроля над характером его эволюции. (Доказательства этого тезиса также даны в упомянутом выше официально рекомендованном учебнике по дисциплине «История и философия науки», которую, теоретически, должны изучать все казахстанские магистранты.)
Отсюда – очень непростая ситуация в области высшего образования, которая сложилась во всем мире. Отсюда – и явные попытки вполне определенных политических кругов осуществить кардинальные изменения в этой области, чему всемерно способствовала пандемия 2020 г. Впрочем, игроков за «зеленым геополитическим сукном» сейчас хватает, а потому эти попытки остаются разнонаправленными.
Одни из них направлены на укрепление суверенитета личности. Другие – наоборот. Искусственный интеллект может открыть и широчайшие, доселе невиданные горизонты для дальнейшего развития человеческого духа, а может и стать средством наиболее жестокой эксплуатации – вплоть до того, что под тоталитарный контроль попадут не только действия, но также и помыслы, и устремления каждого человека.
Обе эти тенденции видны невооруженным глазом, достаточно, например, проследить за тем, как рьяно пользователи социальных онлайн сетей иной раз глумятся над себеподобными.
В любом случае, обвинения (или восхваления) искусственного интеллекта неуместны. Убивает не оружие, убивает человек. Просто цивилизация делает очередной виток в своём стремительном (по историческом меркам) развитии, вот и все.
Результат не возьмется прогнозировать ни один ответственный эксперт. Ясно только одно – вслед за качественными изменениями цивилизационного контекста будет меняться и то, что сейчас именуется высшей и средней школой.
Во что они превратятся в итоге – абсолютно непонятно. Следовательно, в такой ситуации любой здравомыслящий человек должен ориентироваться только на собственные силы. В сущности, большинство родителей казахстанских школьников так и делает – иначе бы в стране не расцвело пышным цветом репетиторство.
Это – не панацея, это даже не пластырь на рану, но за неимением гербовой пишут на простой, как известно.
Мы это тоже понимаем, равно как и то, что наши идеи, связанные с необходимостью становления принципиально новых форм высшего (а главное – среднего) образования будут пробивать себе дорогу с большим трудом.
Эти идеи воплощены в концепции ноосферного образования, с которой можно познакомится соответствующих сайтах.
Если коротко – речь идет о том, чтобы найти подлинно талантливых школьников и дать им совсем другое видение мира. Подчеркиваем, с нашей точки зрения сам термин «образование» безнадежно устарел, нужно говорить именно о миропонимании, во всяком случае тогда, когда речь идет о подготовке интеллектуальной элиты.
Это более чем важно в условиях, когда мир становится качественно другим. «Образованный» в современном понимании человек, это тот, который с той или иной степенью добросовестности усвоил определённую программу, по которой его учили в том или ином университете. Даже если исходить из предположения, что оную программу составляли добросовестно – то скоро подавляющее большинство таких «знаний» не будет стоить и ломанного гроша, исключение составит разве только что-то совсем приземленное, наподобие ресторанного бизнеса, да и то – навряд ли (фундаментальная наука – особая статья, но она сейчас мало кого интересует).
Впрочем, мы никого ни к чему не принуждаем и никого ни за что не агитируем. Речь идет совсем о другом.
Мы – международная междисциплинарная группа ученых, понимающих, что мир меняется кардинально, решила обучить – на принципиально ином, гораздо более высоком уровне, по крайней мере, некоторых школьников, которые на это согласятся добровольно и на сугубо неформальной основе.
Для этого нами разработана система искусственного интеллекта, сопряжённая с цифровым учебником «Наука и техника в истории цивилизации». Те, кто захочет попытать счастья с нашей помощью, сначала должен его прочесть. Далее, тех, кто потенциально в силах сделать «шаг в ноосферу», система ИИ отберет сама, без нашего участия (исходя из характера взаимодействия читателя с текстом).
Потом с ними – в режиме онлайн – будут заниматься репетиторы самого высокого класса, прошедшие максимально жесткий отбор – академики и профессора из числа действующих ученых с не менее чем 30-ти летним стажем работы, получившие международное признание и защитившие диссертации в ведущих университетах СССР.
Мы не обещаем «дипломов по дешевке», равно как и ничего на это похожего.
Мы обещаем другое – те, кто хотя бы частично пройдёт обучение у наших репетиторов, будет видеть мир совсем по-другому. Они будут готовы к любым трансформациям существующего мироустройства, у них появится шанс раскрыть свой талант на совсем другом уровне.
Заведующий кафедрой химии и технологии
органических веществ, природных соединений
и полимеров КазНУ им. аль-Фараби,
доктор химических наук, профессор,
академик Национальной инженерной
академии РК Мун Г.А.