О факте его воцарения на престол известно по источникам России, Турции, Бухары, куда были направлены казахские послы с тем, чтобы обозначить этот факт. В это время внутри государства зарождались различные сепаратистские движения, и Кайып не смог твердо взять бразды правления ханством в свои руки. Кроме того, в 1717 году он потерпел крупное поражение от джунгар на реке Аягоз, после чего окончательно потерял свой авторитет. Эта история до сих пор досконально не изучена, но я могу сделать такое предположение. Логически казахи должны были кратчайшим маршрутом отправиться в Джунгарию из Туркестана через Семиречье. Какая надобность была обходить Балхаш с северной стороны и бить джунгар там? С одной стороны, вероятно, расчет был на содействие российских войск. Тобольское руководство, обещавшее помочь, подвело Кайып хана. С другой стороны, видимо, он рассчитывал благодаря этой битве поднять свой авторитет и торопился.
В результате из тысячного войска вместе с Кайып ханом в Туркестан вернулись всего два нукера. Часть воинов пала на поле сражений, остальные разбежались. Из ханства начали откочевывать многие казахские племена. И один из султанов, которого звали Абылай-Жолбарыс, вместе с батырами Среднего жуза убил Кайыпа. Поскольку в казахском обычном праве существует такое понятие, как кровная месть, в целях безопасности султан со своей семьей ушел в Хиву.
В 1720-е годы в Хиве тоже шли сложные политические процессы, и в результате одного из столкновений семейство Абылай-Жолбарыса было истреблено. Остался в живых только его внук, сын Коркем Уали – мальчик по имени Абильмансур, которого спас его воспитатель Ораз аталык. В то время ханских сыновей воспитывали авторитетнейшие люди, которые одновременно являлись политическими советниками и дипломатами. Их называли аталык.
Ораз аталык окольными путями привез мальчика в Туркестан. Это произошло в 1725 году. Абильмансуру тогда было 12 лет. Здесь царили Годы великого бедствия (Актабан шубырынды). Многие представители казахской элиты были убиты, некоторые покинули Туркестан, на родине оставались градоначальник и воспитатель Самеке хана Нияз аталык и хан Абильмамбет. В летней резиденции ханов – местности Бакджахан, что в 4 километрах от города, состоялось небольшое совещание в связи с прибытием Абильмансура, на котором решили отправить отпрыска ханской семьи к Толе би – бию Старшего жуза.
Потому что оставаться в Туркестане ему было опасно: шла война с джунгарами, и его могли преследовать недруги деда и отца. Абильмансур жил у Толе би под именем Сабалак семь лет – с 1725 по 1732 год. Никто не знал о его происхождении. У казахов издавна существует институт сыншы. Это знатоки. Думаю, люди, работающие с мальчиком, в той или иной степени знали о том, что выйдет из него в будущем. Возможно, Толе би, Богенбай батыр и Бухар жырау делали ставку на Абильмансура: в то тяжелое время надо было готовить нового правителя. Рядом с Толе би мальчик не только учился многим политическим делам, но и впитывал в себя знания о жизни и чаяниях народа.
Будучи табунщиком, он закалялся как мужчина, охраняя лошадей, на которых держалось все кочевое общество. В 1732 году влияние джунгар в политических делах Старшего жуза усилилось, что привело к принятию жузом джунгарского подданства. Территории Семиречья, Ташкента и Туркестана контролировались джунгарскими правителями. И тогда воспитатель Ораз аталык и люди, отвечавшие за жизнь Абильмансура, решили переправить его в Сарыарку. Здесь он присоединился к племени карауыл и нашел убежище у бая Даулетбая. Много преданий сохранилось в народе о том, как юноша жил среди табунщиков бая и пас вместе с ними 10-тысячный табун лошадей.
Говорят, Даулетбай заметил выдающиеся качества Абильмансура и подарил ему коня Жалын куйрыка. Я встречался с потомками Даулетбая. Они рассказывают: жеребец Жалын куйрык настолько был воинственным, что на поединках боролся наравне со всадником. На этой лошади в 1733 году, когда Абильмансуру исполнилось 20 лет, юноша вместе с отрядом Богенбай батыра отправился на границу с Джунгарией. Отряд дошел почти до ставки самого Галдан Цэрена. И в одном из поединков Абылай убил близкого родственника правителя Джунгарии – нойона Шарыша, которому не было равных в сражениях. А произошло это так. Казахи были уже растеряны, потеряв часть своих воинов, как вдруг с благословения Богенбая с криком «Абылай!» на врагов бросился тот, кого все знали как табунщика Сабалака. Юноша отрезал Шарышу голову и привязал ее к седлу. Джунгары опешили, и победа досталась казахскому войску. Этот первый подвиг принес ему известность и вернул имя и статус.
И в 1734 году в Баянауле на берегу озера Сабандыкол Абылая выбрали султаном Среднего жуза и дали ему в правление улус, в который входили племена атыгай-карауыл, керей-уак, канжыгалы. В качестве ставки была выбрана местность Кокшетау, которая тогда находилась в Боровом. После этого события начался насыщенный событиями период правления Абылая. Он участвовал в переговорах с Россией в 1740 году. А в 1741 году попал в плен к джунгарам.
Они направили войско в Казахское ханство, и один из их отрядов под руководством опытного воина Жалбы батыра получил задание – поймать султана Абылая, чье влияние в степи усиливалось. За три года в плену Абылай нашел общий язык с Галдан Цэрена, и они как представители двух сильных кочевых народов, оставшихся в Центральной Азии, условились создать Казахско-джунгарский военный союз, направленный против экспансии России и Китая. Взамен на сына хана Абильмамбета – 20-летнего Абулфииз султана, который вместе с семьей и слугами целым аулом отправился в ставку к джунгарам на территорию нынешней Алматинской области, Галдан Цэрена освободил Абылая. И выдал за него дочь Хошу мергена – красавицу Топыш ханым, ставшую пятой женой султана и бабушкой Кенесары Касымова. Известно, что у Абылая было 12 жен. В основном это были представительницы соседних народов. Семеро из них – калмычки, остальные – каракалпачки и киргизки. Казашкой была только первая жена – Карашаш ханым. Шесть юрт жен Абылая располагались в ставке в Кокшетау. В этой местности также находилась его резиденция, представляющая собой 12-комнатное здание из бревен. Вторая ставка находилась в Северо-Казахстанской области. Она была построена по поручению России для сближения с Абылаем. В ней в основном жили его дети и слуги. Кроме того, здесь находилась его канцелярия вместе с писарем Ягудой Усмановым.
Возможно, после смерти Абылая именно эту ставку перенесли в Петропавловск, и «Белый дом Абылая» до сих пор стоит там. Султана Среднего жуза Абылая избрали ханом всех трех казахских жузов осенью 1771 года в Туркестане после смерти старшего хана казахов Абильмамбета. В то время шла откочевка волжских калмыков-торгауытов из Поволжья в Джунгарию. Ему удавалось сталкивать интересы Китая и России и сохранять территорию Казахского ханства, потому что бороться против двух империй было бесполезно. В 1756 году Абылай был вынужден воевать против восточных соседей. В казахские земли был направлен большой отряд из Китая: они гнались за последним правителем Джунгарии – Амурсаной. Абылай не хотел его выдавать и желал сохранения Джунгарского ханства. В 1757 году 20-тысячное китайское войско с боями дошло почти до территории нынешней Астаны. Наступил ноябрь – суровый в здешних краях месяц. Он и помог казахам. Из «места гибели китайцев» в Китай вернулись только 2300 человек. Джунгары после сражений не смогли оправиться, и весь их народ исчез. В ходе этих боев Абылай хан был ранен в ногу, и перелом берцовой кости перенес на коне. Второе ранение он получил в войне против кокандцев – среднеазиатского ханства. Исследования черепа хана свидетельствуют о том, что у него не было зубов: в юности он болел пародонтозом. Современник хана Кабанбай батыр называл его, шутя, опырык (беззубый). Умер Абылай весной 1781 года, полагаю, в конце февраля, между Туркестаном и Ташкентом на берегу реки Арыс. Его тело перевезли в мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи и похоронили в этом пантеоне казахских ханов, биев, батыров, в духовном центре государства