Cоңғы жаңалықтар
Back

В Казахстане утвердили 7-летний президентский срок

1 сентября Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана, в котором в числе важных политических инициатив предложил ограничить мандат Президента одним сроком продолжительностью семь лет без права переизбрания.

Инициатива об однократном президентском сроке является логичным продолжением уже реализованных шагов по окончательному отходу от суперпрезидентской модели. Летом 2022 года в Казахстане прошел референдум по поправкам к Конституции, это – беспартийность Главы государства, запрет его родственникам занимать должности в госструктурах и госкомпаниях, перераспределение части президентских полномочий в пользу других институтов власти. Введение однократности президентского срока, таким образом, замыкает процесс институционализации президентской республики с оптимальным балансом властных полномочий.

На чем базируется эта инициатива: с одной стороны, 7 лет – достаточный период для реализации любой амбициозной программы, и выполнить обещания населению, реализовать крупные для страны проекты. С другой – ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность Главы государства на решение стратегических задач общенационального развития.

Однократный семилетний срок президентства ввели до выборов по инициативе депутатов. При этом законопроектом сразу предусмотрен запрет на отмену этой поправки. Президентский срок в Казахстане увеличивается с пяти до семи лет, при этом президент не сможет баллотироваться на второй срок – это реальная демократическая новация.  Норма о семилетнем президентском сроке стала неотъемлемой частью Конституции, и не может быть пересмотрена.

Казахстан стал не просто эталоном настоящего демократического государства, мы задаем новый тренд для стран Центральной Азии. Введение запрета на переизбрание является политической новацией. И не только для Казахстана, но и для всего постсоветского региона.   В Казахстане будет регулярная смена президентов – за 20 лет сменится 3 президента.

Норма об однократном президентстве практикуется в мире уже более 100 лет. В Израиле (7 лет), а в Армении (7 лет), в Мексике (6 лет), в Южной Корее (5 лет). Такая инициатива обсуждается во Франции. То есть эта практика не только распространена, но и имеет тенденцию к расширению.

Введение однократного срока президентских полномочий без права переизбрания – это проявление настоящего Справедливого Казахстана. Это хороший символ демократического обновления страны.

Новая политическая реформа дает старт перезагрузки всей политической системы по новым правилам и определяет дальнейшие контуры демократического развития страны.

Решение Президента обнародовать весь электоральный график – беспрецедентный шаг для казахстанской политической практики. Запуск всего избирательного цикла обусловлен необходимостью кардинальной перезагрузки нашей политической системы и полностью соответствует логике конституционной реформы, поддержанной большинством граждан на июньском референдуме. Таким образом, введение однократного президентского срока окончательно оформляет новую политическую модель. А для того, чтобы данная модель заработала, необходим перезапуск политической системы, т.е. выборы Президента, Парламента, маслихатов.

Новые изменения носят системный характер. Вместе с введением однократного президентского срока вносится норма, по которой срок полномочий судей Конституционного суда будет увеличен до 8 лет. Таким образом срок полномочий судей Конституционного суда будет больше президентского и парламентского, это усиливает их независимость от других ветвей власти. В целом у Конституционного суда (который начнет работать с 1 января 2023 года) будут исключительные полномочия, право отменить любой закон или иной правовой акт, если они будут противоречить Конституции. Самое главное – Конституционный суд, наряду с другими полномочиями, будет осуществлять контроль и за реализацией президентских полномочий в части соблюдения требований Конституции. И тот факт, что президентские полномочия будут меньше, чем у судей Конституционного суда, усиливает независимость и объективность этого контроля.

Вакиль НАБИЕВ, депутат Парламент Мажилиса РК